В середине тридцатых годов над Европой нависло зловещее зарево войны. Германский фашизм, открыто рвавшийся к мировому господству, пустил в ход свою смертоносную машину. Человечеству угрожала смертельная опасность. Укрепление обороноспособности СССР стало одной из первостепенных задач советского народа. Учитывая сложность международной обстановки, автомобильная промышленность в сжатые сроки приступила к созданию для Красной Армии новых автомобилей, с более высокими технико-эксплуатационными показателями.
На базе существовавших тогда автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 были созданы полугусеничные армейские вездеходы (ГАЗ-50, ГАЗ-60, ГАЗ-65, ЗЙС-22, ЗИС-33, ЗИС-35, ЗИС-42) и полноприводные трехосные (ГАЗ-33, ГАЗ-34, ЗИС-36). Часть этих автомобилей принимала участие в боевых действиях в первые месяцы войны.
Автомобильный парк Красной Армии к началу войны располагал в основном ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-М-1 и ЗИС-5. Кроме того, в небольшом количестве были автомобили ГАЗ-AAA, ЗИС-6, ЯГ-10.
Эти автомобили использовались в специальных частях, на их шасси монтировали зенитные и прожекторные установки, радиостанции, автозаправщики, ремонтные мастерские. На автомобиле ЗИС-6 была установлена легендарная «катюша». Славная «эмочка», одетая в броню (броневик БА-20), стала разведчиком, связистом и использовалась для огневой поддержки нашей пехоты.
В те тяжелые дни 1941 года горьковчане в очень короткие сроки дали фронту штабной автомобиль — вездеход ГАЗ-64, который после усовершенствования в 1943 году стал именоваться ГАЗ-67. Это были первые советские «джипы». На базе автомобилей ГАЗ-64 и ГАЗ-67 был создан усовершенствованный и компактный бронеавтомобиль БА-64. В этом же году из ворот Горьковского завода вышла партия тягачей (наследники «эмки»): ГАЗ-61-415 для тяги противотанковых пушек.
Шел октябрь грозного 1941 года. Враг подошел вплотную к столице нашей Родины. Ввиду создавшегося положения Государственный комитет обороны принял решение перебросить в глубокий тыл промышленные предприятия страны. Были эвакуированы московские автомобильные заводы ЗИС и КИМ. До введения их в действие (к середине 1942 года) вся тяжесть по обеспечению фронта автомобилями легла на плечи горьковчан. Все было подчинено единому лозунгу: «Все для фронта, все для победы!»
Партия и правительство высоко оценили вклад, внесенный горьковчанами для разгрома врага. Завод был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. Свыше 800 работников Горьковского завода награждены орденами и медалями.
Как только враг был отброшен от Москвы, ЗИС возобновил свою работу. За период войны он дал стране 100 тысяч грузовиков.
За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску продукции оборонного значения завод награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Война шла к концу. Советская Армия постоянно пополнялась новыми автомобилями.
Дороги!.. Свидетели горечи неудач и радости побед, напряженной, рискованной и благородной работы водителей военных лет. По ним 1418 тревожных дней и ночей, не зная сна и отдыха, в холод и зной, под огнем пикирующих самолетов, по израненным дорогам доставляли автомобили фронту все необходимое.
В войну автомобиль «приобрел» множество военных специальное гей Он стал санитаром, связистом, сапером, разведчиком, артиллеристом. На автомобилях устанавливали прожекторы, звукоулавливатели, понтонные мосты, славную «катюшу», нагонявшую смертельный страх на врага. Автомобилисты плечом к плечу с танкистами, летчиками, артиллеристами, саперами, моряками, пехотинцами, связистами день за днем в упорной схватке со смертельным врагом приближали долгожданный день Победы. 145 миллионов тонн различных грузов перевезено автомобилями за годы Великой Отечественной войны.
Велика была заслуга автомобилистов в битве на Волге. Большое мужество было ими проявлено в декабре 1942 года и в январе 1943 года, когда к Сталинграду на выручку окруженных дивизий рвалась группировка Манштейна. Срочно потребовалось перебросить войска и технику к волжским переправам. Эти перевозки осуществлялись днем и ночью по голой, изрытой бомбами степи.
Не менее опасна была работа военных водителей и на других фронтах. Темпы наступления непрерывно росли, войска уходили далеко от своих тылов, и вот здесь-то особенно проявилась отвага и патриотизм наших водителей. К концу Висло-Одерской операции автомобильному транспорту приходилось доставлять грузы на расстояние 500—600 км. Только на 1-й Белорусский фронт было перевезено более 900 тысяч тонн грузов и 180 тысяч человек.
Днем и ночью под артиллерийским огнем и бомбежкой доставлялись в блокированный Ленинград тысячи тонн продовольственных и других жизненно необходимых грузов.
Утром 22 ноября 1941 года в сторону Большой земли от Вагановского спуска вытянулась колонна в 60 автомобилей ГАЗ-АА, открывшая этот путь. К апрелю по ледовой дороге непрерывно перевозили грузы 4000 автомобилей. Две зимы не замирала «Дорога жизни».
Как памятник тех дней звучат строки ленинградской поэтессы, пережившей дни блокады, Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле страшней и радостней дороги.
Давно замолкли пушки, и на обочинах дорог, где когда-то гремели бои, наряду с танками и самолетами гордо возвышаются на постаментах автомобили, напоминающие о былых сражениях. Проезжая мимо, водители подают протяжные гудки и молча снимают головные уборы в память о тех днях.
На базе существовавших тогда автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 были созданы полугусеничные армейские вездеходы (ГАЗ-50, ГАЗ-60, ГАЗ-65, ЗЙС-22, ЗИС-33, ЗИС-35, ЗИС-42) и полноприводные трехосные (ГАЗ-33, ГАЗ-34, ЗИС-36). Часть этих автомобилей принимала участие в боевых действиях в первые месяцы войны.
Автомобильный парк Красной Армии к началу войны располагал в основном ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-М-1 и ЗИС-5. Кроме того, в небольшом количестве были автомобили ГАЗ-AAA, ЗИС-6, ЯГ-10.
Эти автомобили использовались в специальных частях, на их шасси монтировали зенитные и прожекторные установки, радиостанции, автозаправщики, ремонтные мастерские. На автомобиле ЗИС-6 была установлена легендарная «катюша». Славная «эмочка», одетая в броню (броневик БА-20), стала разведчиком, связистом и использовалась для огневой поддержки нашей пехоты.
В те тяжелые дни 1941 года горьковчане в очень короткие сроки дали фронту штабной автомобиль — вездеход ГАЗ-64, который после усовершенствования в 1943 году стал именоваться ГАЗ-67. Это были первые советские «джипы». На базе автомобилей ГАЗ-64 и ГАЗ-67 был создан усовершенствованный и компактный бронеавтомобиль БА-64. В этом же году из ворот Горьковского завода вышла партия тягачей (наследники «эмки»): ГАЗ-61-415 для тяги противотанковых пушек.
Шел октябрь грозного 1941 года. Враг подошел вплотную к столице нашей Родины. Ввиду создавшегося положения Государственный комитет обороны принял решение перебросить в глубокий тыл промышленные предприятия страны. Были эвакуированы московские автомобильные заводы ЗИС и КИМ. До введения их в действие (к середине 1942 года) вся тяжесть по обеспечению фронта автомобилями легла на плечи горьковчан. Все было подчинено единому лозунгу: «Все для фронта, все для победы!»
Партия и правительство высоко оценили вклад, внесенный горьковчанами для разгрома врага. Завод был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. Свыше 800 работников Горьковского завода награждены орденами и медалями.
Как только враг был отброшен от Москвы, ЗИС возобновил свою работу. За период войны он дал стране 100 тысяч грузовиков.
За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску продукции оборонного значения завод награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Война шла к концу. Советская Армия постоянно пополнялась новыми автомобилями.
Дороги!.. Свидетели горечи неудач и радости побед, напряженной, рискованной и благородной работы водителей военных лет. По ним 1418 тревожных дней и ночей, не зная сна и отдыха, в холод и зной, под огнем пикирующих самолетов, по израненным дорогам доставляли автомобили фронту все необходимое.
В войну автомобиль «приобрел» множество военных специальное гей Он стал санитаром, связистом, сапером, разведчиком, артиллеристом. На автомобилях устанавливали прожекторы, звукоулавливатели, понтонные мосты, славную «катюшу», нагонявшую смертельный страх на врага. Автомобилисты плечом к плечу с танкистами, летчиками, артиллеристами, саперами, моряками, пехотинцами, связистами день за днем в упорной схватке со смертельным врагом приближали долгожданный день Победы. 145 миллионов тонн различных грузов перевезено автомобилями за годы Великой Отечественной войны.
Велика была заслуга автомобилистов в битве на Волге. Большое мужество было ими проявлено в декабре 1942 года и в январе 1943 года, когда к Сталинграду на выручку окруженных дивизий рвалась группировка Манштейна. Срочно потребовалось перебросить войска и технику к волжским переправам. Эти перевозки осуществлялись днем и ночью по голой, изрытой бомбами степи.
Не менее опасна была работа военных водителей и на других фронтах. Темпы наступления непрерывно росли, войска уходили далеко от своих тылов, и вот здесь-то особенно проявилась отвага и патриотизм наших водителей. К концу Висло-Одерской операции автомобильному транспорту приходилось доставлять грузы на расстояние 500—600 км. Только на 1-й Белорусский фронт было перевезено более 900 тысяч тонн грузов и 180 тысяч человек.
Днем и ночью под артиллерийским огнем и бомбежкой доставлялись в блокированный Ленинград тысячи тонн продовольственных и других жизненно необходимых грузов.
Утром 22 ноября 1941 года в сторону Большой земли от Вагановского спуска вытянулась колонна в 60 автомобилей ГАЗ-АА, открывшая этот путь. К апрелю по ледовой дороге непрерывно перевозили грузы 4000 автомобилей. Две зимы не замирала «Дорога жизни».
Как памятник тех дней звучат строки ленинградской поэтессы, пережившей дни блокады, Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле страшней и радостней дороги.
Давно замолкли пушки, и на обочинах дорог, где когда-то гремели бои, наряду с танками и самолетами гордо возвышаются на постаментах автомобили, напоминающие о былых сражениях. Проезжая мимо, водители подают протяжные гудки и молча снимают головные уборы в память о тех днях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий