FXMAG

Разместить объявление

суббота, 10 марта 2012 г.

История автомобилей Газ М1 «Эмка», АА, ААА, 64, 67

эмка
В середине тридцатых годов над Европой нависло зловещее зарево войны. Германский фашизм, открыто рвавшийся к миро­вому господству, пустил в ход свою смертоносную машину. Человечеству угрожала смертельная опасность. Укрепление обороноспособности СССР стало одной из первостепенных задач советского народа. Учитывая сложность международной обстановки, автомо­бильная промышленность в сжатые сроки приступила к созда­нию для Красной Армии новых автомобилей, с более высокими технико-эксплуатационными показателями.
На базе существовавших тогда автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 были созданы полугусеничные армейские вездеходы (ГАЗ-50, ГАЗ-60, ГАЗ-65, ЗЙС-22, ЗИС-33, ЗИС-35, ЗИС-42) и полноприводные трехосные (ГАЗ-33, ГАЗ-34, ЗИС-36). Часть этих автомобилей принимала участие в боевых действиях в первые месяцы войны.
ГАЗ АА
Автомобильный парк Красной Армии к началу войны распо­лагал в основном ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-М-1 и ЗИС-5. Кроме того, в небольшом количестве были автомобили ГАЗ-AAA, ЗИС-6, ЯГ-10.
Газ ААА
Эти автомобили использовались в специальных частях, на их шасси монтировали зенитные и прожекторные установки, ра­диостанции, автозаправщики, ремонтные мастерские. На автомо­биле ЗИС-6 была установлена легендарная «катюша». Славная «эмочка», одетая в броню (броневик БА-20), стала разведчиком, связистом и использовалась для огневой поддержки нашей пе­хоты.
ГАЗ 64, ГАЗ 67
В те тяжелые дни 1941 года горьковчане в очень короткие сроки дали фронту штабной автомобиль — вездеход ГАЗ-64, который после усовершенствования в 1943 году стал именоваться ГАЗ-67. Это были первые советские «джипы». На базе автомо­билей ГАЗ-64 и ГАЗ-67 был создан усовершенствованный и компактный бронеавтомобиль БА-64. В этом же году из ворот Горьковского завода вышла партия тягачей (наследники «эм­ки»): ГАЗ-61-415 для тяги противотанковых пушек.
Шел октябрь грозного 1941 года. Враг подошел вплотную к сто­лице нашей Родины. Ввиду создавшегося положения Государст­венный комитет обороны принял решение перебросить в глу­бокий тыл промышленные предприятия страны. Были эвакуи­рованы московские автомобильные заводы ЗИС и КИМ. До введения их в действие (к середине 1942 года) вся тяжесть по обеспечению фронта автомобилями легла на плечи горьковчан. Все было подчинено единому лозунгу: «Все для фронта, все для победы!»
Партия и правительство высоко оценили вклад, внесенный горьковчанами для разгрома врага. Завод был награжден орде­нами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й сте­пени. Свыше 800 работников Горьковского завода награждены орденами и медалями.
Как только враг был отброшен от Москвы, ЗИС возобновил свою работу. За период войны он дал стране 100 тысяч гру­зовиков.
За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску продукции оборонного значения завод награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Война шла к концу. Советская Армия постоянно пополня­лась новыми автомобилями.
Дороги!.. Свидетели горечи неудач и радости побед, напря­женной, рискованной и благородной работы водителей военных лет. По ним 1418 тревожных дней и ночей, не зная сна и отдыха, в холод и зной, под огнем пикирующих самолетов, по изранен­ным дорогам доставляли автомобили фронту все необходимое.
В войну автомобиль «приобрел» множество военных специ­альное гей Он стал санитаром, связистом, сапером, разведчиком, артиллеристом. На автомобилях устанавливали прожекторы, зву­коулавливатели, понтонные мосты, славную «катюшу», наго­нявшую смертельный страх на врага. Автомобилисты плечом к плечу с танкистами, летчиками, артиллеристами, саперами, моря­ками, пехотинцами, связистами день за днем в упорной схватке со смертельным врагом приближали долгожданный день Победы. 145 миллионов тонн различных грузов перевезено авто­мобилями за годы Великой Отечественной войны.
Велика была заслуга автомобилистов в битве на Волге. Большое мужество было ими проявлено в декабре 1942 года и в январе 1943 года, когда к Сталинграду на выручку окруженных дивизий рвалась группировка Манштейна. Срочно потребовалось перебросить войска и технику к волжским переправам. Эти пе­ревозки осуществлялись днем и ночью по голой, изрытой бом­бами степи.
Не менее опасна была работа военных водителей и на других фронтах. Темпы наступления непрерывно росли, войска уходили далеко от своих тылов, и вот здесь-то особенно проявилась отва­га и патриотизм наших водителей. К концу Висло-Одерской операции автомобильному транспорту приходилось доставлять грузы на расстояние 500—600 км. Только на 1-й Белорусский фронт было перевезено более 900 тысяч тонн грузов и 180 тысяч человек.
Днем и ночью под артиллерийским огнем и бомбежкой до­ставлялись в блокированный Ленинград тысячи тонн продоволь­ственных и других жизненно необходимых грузов.
Утром 22 ноября 1941 года в сторону Большой земли от Вагановского спуска вытянулась колонна в 60 автомобилей ГАЗ-АА, открывшая этот путь. К апрелю по ледовой дороге непрерывно перевозили грузы 4000 автомобилей. Две зимы не замирала «Дорога жизни».
Как памятник тех дней звучат строки ленинградской по­этессы, пережившей дни блокады, Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле страшней и радостней дороги.
Давно замолкли пушки, и на обочинах дорог, где когда-то гремели бои, наряду с танками и самолетами гордо возвышают­ся на постаментах автомобили, напоминающие о былых сраже­ниях. Проезжая мимо, водители подают протяжные гудки и молча снимают головные уборы в память о тех днях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий